Мусатова Александра 27ю173
Проблемы и перспективы развития института суда присяжных в Российской

  Актуальность темы основана на том факте, что Конституция Российской Федерации устанавливает в статье 32 право граждан Российской Федерации на участие в отправлении правосудия.  Это продиктовано необходимостью обеспечения демократии, независимости, открытости, справедливости и верховенства закона в нашей стране. Обеспечительной мерой такого своеобразного общественного контроля над судебной властью является суд с участием представителей из народа – присяжных заседателей. Производство в суде присяжных – особое производство, в котором присутствуют коллегия присяжных заседателей, а компетенция разделена между присяжными и судьёй.
Моя работа посвящена существующим на сегодняшний день проблемам   правового института суда присяжных.
Целью эссе является рассмотрение вопроса эффективности данного института на территорий Российской Федерации и анализирование  отрицательных аспектов участия присяжных заседателей в судебном процессе.
Конституция Российской Федерации наряду с многочисленными правами, предоставляемыми гражданам, устанавливает такое право, как участие в отправлении правосудия. Следовательно, одной из форм такого участия является рассмотрение уголовного дела с участием присяжных заседателей. 
На территории Российской Федерации судопроизводство с участием присяжных заседателей распространилось на все регионы только с 2003 г.
Несмотря на довольно длительное существование и очевидные преимущества, суд присяжных имеет ряд различных недостатков.
Отбор в присяжные заседатели происходит случайным образом путем выборов, при помощи Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».
Данный факт является недостатком,  поскольку автоматизированная государственная система Российской Федерации «Выборы» не имеет каких-либо других требований, которые должны предъявляться  к кандидатам в присяжные заседатели, за исключением возрастного ценза, наличия дееспособности, отсутствия судимости и психических расстройств . Другими словами, любой  дееспособный гражданин, достигший 25 лет, не имеющий судимость и психических расстройств, может попасть случайным образом в список кандидатов в присяжные заседатели.
Но Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает правило, на основании которого работники суда проверяют выбранных лиц на соответствие предъявляемым требованиям.
Я считаю, что необходимо наложить на судью обязанность запрашивать необходимую информацию о лицах, включенных в список кандидатов в присяжные заседатели.
Очевидным недостатком является тот факт, что люди, выбранные в качестве присяжных, не обладают специальными знаниями в области юриспруденции. На мой взгляд, это обстоятельство препятствует  полной и достаточной оценки рассматриваемого дела.
Следует также отметить, что присяжные заседатели – это обычные граждане, которые, как и любые другие люди, могут быть могут быть обмануты из-за своей доверчивости.  Или из-за своей наивности могут повестись на жалостливые речи и разжалобиться в отношении подсудимого, так как они не обладают той устойчивостью, которая свойственна судьям. Поэтому не только отсутствие опыта и знаний является проблемой в данном случае.
Важным является и то, что присяжные заседатели не ограничены только законом, как судьи, они исходят также из своих внутренних и личных побуждений, субъективного отношения к делу и к его участникам. Другими  словами, присяжные заседатели выражают мнение общественности, и оно зачастую расходится с закон.
Споры о недостатках и достоинствах данного института можно вести бесконечно. Они были, есть и всегда будут.
Между тем, следует признать, что на протяжении многих веков человечество не могло придумать  совершенной формы судопроизводства, поэтому важно усовершенствовать  институт суда присяжных, чтобы его положительные стороны перевешивали отрицательные.
Подводя итог, я отмечу, что институт суда присяжных определенно нуждается в изменениях.
При этом возможно введение и иных форм участия граждан в отправлении правосудия.
Для решения всех существующих проблем необходимо повышать уровень правосознания и правовой культуры в обществе.

Использованные источники:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. От 21 июля 2014 г.).
2. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 24.04.2020).
3. Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ (ред. от 01.10.2019) "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".
Литература
4. Арутюнян Г.С. Проблемы и перспективы развития института присяжных заседателей в России // Молодой ученый. 2015. № 22. С. 546-549.
5. Мартышкин В. Н. Суд присяжных в России: Перспективы реформирования // Юрид.наука. 2015 № 1.